Как предприниматели планируют выходить из карантина. Часть 2.

Удар от угрозы эпидемии коронавируса одним из первых принял на себя бизнес в сфере производства и услуг. Поговорили с предпринимателями о том, как они развивали свой бизнес до карантина и что думают о перспективах.

Мухамед Кадыров, производство и экспорт трикотажных изделий:

Наша компания существует на рынке Узбекистана уже 7 лет. Трикотажные изделия, которые мы производим, в основном идут на экспорт. В нашей стране очень много производителей трикотажа, ведь на нашу продукцию очень большой спрос со стороны российского и казахстанского рынков. Это и не удивительно, ведь продукция производится хорошего качества, а цены ниже чем у главных наших конкурентов - китайских производителей. При этом у нас проще с логистикой, плюс удобство общения на русском языке облегчает работу с узбекскими производителями.

Общий штат сотрудников составляет от 50 основных сотрудников и доходит до 100 в случае наличия крупных заказов. В начале марта мы получили крупный заказ от российского заказчика и для его изготовления набрали штат около 80 человек. Мы находимся в Ташкентской области, поэтому стараемся брать тех работников, которые живут рядом. Кормили обедом, а если работа велась допоздна, то ещё и ужином.

Из-за объявленного карантина пришлось на две недели полностью приостановить работу. Затем мы развезли швейные машинки по домам к сотрудникам, которые давно работают и проверены годами. Отвозили им готовый крой, собирали готовую продукцию, так как договорные обязательства очень жёсткие и нужно было вовремя сдать заказ. Конечно, у нас увеличились расходы в связи с этим, но зато сократили отставание от графика производства.

В период карантина основному штату в 50 человек заработную плату удалось выплатить почти в полном объеме, только за две недели простоя выплатили всем на 50% меньше. После того как разрешили работать, на работу вышли все сотрудники. У нас большой цех, поэтому для соблюдения дистанции часть оборудования разместили в подвале. Так же увеличилась расходная часть на обработку и санитайзеры. Но сейчас для нас главная задача - нагнать производственный график и вовремя отгрузить продукцию.

Карантин помог найти нам новые решения. Во-первых, мы смогли точно определить кто из сотрудников лояльный и преданный. С теми, кто работал плохо или не хотел работать совсем, мы попрощались. Во-вторых, стали иначе организовывать производственный процесс, так что если опять объявят карантин, то мы уже знаем как работать, чтобы производство не приостанавливалось!

Павел Иванов, оптовые и розничные продажи оборудования и расходников для IT компаний:

Мы на рынке уже 15 лет, сначала был один вид деятельности, затем перепрофилировались. Сейчас мы занимаемся оптовой и розничной торговлей, услугами по пусконаладочным работам.

Когда объявили карантин, работа частично остановилась. Это длилось недолго, примерно около трёх недель был постепенный спад, а затем пошло повышение продаж. Лишь одну неделю мы ничего не отгружали, ничего не продавали, падение было на 100%.

Штат составляет 60 человек в двух компаниях. Почти всем сотрудникам удалось сохранить заработную плату в полном размере. Этому способствовала заранее подготовленная "подушка". Менеджерам по продажам выплатили их гарант и доплату, исходя из расчета среднемесячного заработка в процентном соотношении.

По прошествии этого времени мы сумели сохранить штат, все сотрудники остались на своих местах. От нас ушли 4 человека, но это было добровольным их решением.

Однозначно карантин привнёс новшества в нашу работу - мы в полной мере стали пользоваться CRM системой, все привыкли пользоваться электронной почтой. А самое интересное, что появились идеи, которые можем предложить нашим клиентам, их осуществлением мы сейчас и занимаемся!